Как известно, государственные контракты — это не только привлекательная сделка, но и ключ к открытию нового уровня успеха. Согласно российскому законодательству, госзаказ осуществляется только в форме открытых конкурсов (аукционов) при наличии соответствующего опыта и узкоспециализированных знаний.
Исполнителем государственного заказа может быть как юридическое, так и физическое лицо. Рассмотрим основные моменты приобретения возможности исполнения государственного заказа.
Исполнение государственных заказов
После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе до 30 % от начальной стоимости контракта должно быть предоставлено в качестве гарантии условий выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг. В качестве гарантии исполнения государственного контракта может быть использована банковская гарантия. В этом случае гарантия предоставляется заказчику до подписания контракта и является существенным условием его заключения.
Форма обеспечения государственного контракта выбирается участниками открытого конкурса самостоятельно, и если в него включена банковская гарантия, то она уполномочена на обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии и на предоставление банковской гарантии, составленной в форме банковской гарантии.
Выполнение государственных контрактов — очень трудоемкий процесс, требующий постоянной координации и своевременных платежей. Чаще всего используются две системы [1]:
Если исполнение государственного контракта продлевается до истечения срока или если обстоятельства заказчика меняются и перечисление авансового платежа откладывается, подрядчику может потребоваться привлечь средства до истечения срока или получить новую банковскую гарантию. Таким образом, залогом успешного выполнения государственных контрактов во многом является наличие надежного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.
Расторжение государственных контрактов
Согласно действующему законодательству, контракты с государственными или местными органами власти должны включать в себя определенные обязательные условия.
Данные условия являются обязательными в силу закона. Согласно Общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статье 450, пункт 2, договор может быть расторгнут по решению суда по требованию сторон в случае нарушения обязательных условий договора. Это означает, что сторона понесла ущерб в виде материальной потери выгоды, на которую она имела законное право рассчитывать при заключении государственного контракта.
Например, таким обязательным условием может быть дата начала и окончания работ или промежуточная дата, если она включена в государственный контракт. Если по какой-либо причине условия не определены, сам контракт признается недействительным. Нарушение существенного условия государственного контракта влечет за собой право одной из сторон расторгнуть договорные отношения в судебном порядке. Однако контракт может быть расторгнут и по соглашению сторон.
Процесс участия в государственных тендерах, последующее подписание государственных контрактов и их исполнение в большинстве случаев невозможны без банковского финансирования. Речь идет о получении кредита или предоставлении банковской гарантии, максимально удобной для всех сторон. Единственное, что нужно помнить, — это то, что такие документы имеют законный срок действия, и если исполнение государственного контракта затягивается, вам остается только беспокоиться о том, чтобы успеть получить новую банковскую гарантию.
Как малому и среднему бизнесу выполнить госконтракт и не обанкротиться
Общественное мнение считает, что контракты на выполнение государственных заказов (на основании закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд органов местного самоуправления») — настоящее благословение для малого и средних предприятий. Однако работа по госконтрактам имеет множество подводных камней, и предприниматели рискуют не только потерять прибыль, но и задушить свой бизнес. Шесть рекомендаций помогут оценить риски выполнения тех или иных государственных контрактов.
1. Необходимо точно рассчитать стоимость выполнения контракта. В большинстве случаев от подрядчиков требуется либо денежное обеспечение контракта, либо банковская гарантия. Юридические лица, существующие всего несколько месяцев, могут не иметь возможности получить банковскую гарантию. Однако даже если МСП могут рассчитывать на гарантию, следует тщательно проверить все детали. Банки-гаранты должны быть включены в список, утвержденный Казначейством, а также в список банков, от которых конкретная организация принимает гарантии.
Стоимость банковской гарантии зависит от скорости ее получения. Обычный срок рассмотрения заявки — 10 рабочих дней. Стоимость экстренной банковской гарантии гораздо выше, чем обычной. Кроме того, чем больше сумма государственного контракта, тем больше времени требуется для выдачи гарантии. Немедленное получение гарантии на сумму свыше 10 млн рублей может оказаться дорогостоящим.
Для предварительной оценки обоснованности конкретного госконтракта можно узнать примерную стоимость банковской гарантии (3,5 % от суммы при гарантии 180 дней). Обратите внимание, что получение этой информации занимает не менее 10 рабочих дней.
2. необходимо учитывать антидемпинговые меры. Участникам торгов следует помнить о риске значительного снижения стоимости контракта. Если цена упадет более чем на 25 % от первоначальной цены, будут приняты антидемпинговые меры. Это серьезно, если.
Если государственный контракт предусматривает поставку простых товаров, компания, выигравшая торги, должна объяснить, как именно она будет поставлять товары по такой низкой цене.
(3) Протоколы разногласий должны быть тщательно составлены. В течение пяти дней после опубликования окончательного протокола закупок будет обнародован проект договора. Предприниматели, желающие заключить этот договор, имеют право ознакомиться со всеми юридическими деталями контракта. На это дается пять дней. В течение этого срока можно подать протокол разногласий. Важно помнить, что предприниматель может подать протокол разногласий только один раз. Поэтому следует быть максимально внимательным и сразу же составить полный список вопросов по договору. Второго шанса не будет.
4. пересчитайте рентабельность проекта, проанализировав все юридические и банковские детали. Предприниматели рискуют попасть в черный список поставщиков. Это происходит, когда компания, выигравшая тендер, оказывается «уклонившейся» от заключения контракта на этапе его подписания. Это может произойти, если не была предоставлена вся документация или если предприниматель передумал заключать контракт. Еще хуже, когда контракт с государством аннулируется по решению суда из-за существенного нарушения со стороны подрядчика (например, непоставки). Предприниматели должны понимать, что, заключив контракт с правительством, они теряют путь к спасению.
5. прежде чем заключать контракт с государством, необходимо хорошо узнать о репутации заказчика в средствах массовой информации. Даже если первое лицо на другой стороне не имеет судимости и занимает высокий пост в течение длительного времени, необходимо проявлять бдительность. Вы должны работать только с теми организациями, чья репутация не запятнана, чтобы избежать задержек с оплатой или форс-мажорных обстоятельств, которые могут парализовать работу. Уделите 30 минут изучению информации о потенциальных деловых партнерах. Вы можете обнаружить много неизвестного и неожиданного.
6. каждая корреспонденция должна быть подготовлена. Если предприниматель решил принять участие в государственных закупках, он должен быть очень внимательным, последовательным и скрупулезным. Поэтому общение с заказчиками должно происходить в письменном виде, а не по телефону. Электронная почта — лучший способ согласовать все детали контракта. Таким образом, предприниматель может доказать свою правоту не только во время учебы, но и при простых разногласиях с контрагентами. Исключения из этого правила недопустимы, если вы надеетесь заработать на успешном заключении государственного контракта.
Государственные контракты: основные условия успешного сотрудничества
Для специалистов-юристов, работающих над государственными контрактами, если это рутинное дело, то для бизнеса, не имеющего в штате таких специалистов, это очень болезненный процесс. Приходится анализировать значительное количество документации и изучать саму процедуру.
Также нужно рассчитать рентабельность по всем правилам законодательства и потребовать.
Тщательного составления собственной документации недостаточно. Вы должны убедиться, что управляете рыночными условиями в соответствии с законом.
Основываясь на многолетнем опыте, мы выделили основные критерии, которые необходимо учитывать при работе с открытыми договорами, независимо от объекта или процесса. Наши рекомендации помогут вам избежать ошибок в самом начале участия в них и повысить шансы на победу в конкурсе.
Что делать предприятиям?
Что делать малому и среднему бизнесу с открытыми контрактами? Есть несколько вариантов.
Помните, что приведенные выше критерии далеко не все — качественный юридический анализ может включать в себя гораздо больше параметров, и в любом случае малому и среднему бизнесу сложно избежать значительных затрат.
Технологии могут помочь. Сегодня LegalTech — IT-решения, автоматизирующие юридические процессы, — занимают все большее место на рынке.
Например, благодаря многолетнему опыту работы наших юристов в сфере государственных закупок мы разработали подобный сервис для внешнего рынка. Мы выделили более 20 основных параметров для анализа документов, по которым можно оценить предложение Соответствие законодательству. Если документы комиссии не соответствуют законодательству, мы предоставляем государственным служащим готовый проект жалобы.
Помните, что сложности, связанные с заключением контрактов в сфере государственного заказа, часто ложатся не на плечи заказчика, а на исполнителя.
Важно вовремя заметить пробелы в документации. Сотрудничество с экспертами позволяет легко входить в государственные задачи и успешно конкурировать с ними.
Документ по теме: «Комиссия по оказанию услуг компаниям, приступающим к выполнению государственных закупок»:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Как снизить риск при работе с государственными контрактами: 10 правил
Для участников государственных закупок вопрос о том, как избежать безжалостных партнеров, всегда актуален. Сложные ситуации могут привести к попаданию в черный список РНП, а в серьезных случаях — к судебным разбирательствам и уголовным делам.
Чтобы избежать уголовно-правовых последствий при расторжении государственных контрактов и выполнить их условия, достаточно следовать десяти простым правилам. Вам необходимо знать, какие правонарушения чаще всего совершаются при заключении государственных контрактов.