В Уголовном кодексе Российской Федерации есть две статьи о преступлениях, совершаемых при временной утрате контроля за своим поведением. ) Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 113 УК РФ). Более 15 % всех преступлений совершаются в состоянии аффекта
Эмоции (сильное психическое возбуждение) не являются психическим расстройством. Они могут быть у любого человека.
В уголовном праве под эпизодом понимается состояние внезапного психического возбуждения. Это очень сильное, быстро проявляющееся и бурное кратковременное эмоциональное состояние, которое можно описать как эмоциональную вспышку, виктимизацию, страх, гнев и отчаяние. В этот момент осознание и способность мыслить ограничены, а контроль над своим поведением ослаблен.
Противоправное поведение жертвы, вызвавшее такое эмоциональное состояние, может быть противопоставлено самому преступнику и его родственникам-родителям.
Объективная сторона преступления заключается в причинении ущерба виновному.
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Умысел может быть косвенным или прямым, но он всегда обусловлен внезапной вспышкой гнева, который возникает как бы внезапно, вопреки воле человека.
Существенным условием квалификации деяний по статьям 107 УК РФ и 113 УК РФ является короткий промежуток времени между входящими, насильственными, неэтичными нарушениями, повлекшими причинение вреда здоровью (смерть).
Суд должен установить событие, свидетельствующее о наличии связи между поведением потерпевшего и совершением преступления.
Например, С. был осужден за нанесение трех ударов ножом в живот потерпевшего Б. Адвокат С. утверждал, что пораженное состояние Б. было результатом нарушения со стороны потерпевшего. Из материалов дела следует, что между С. и Б. произошла ссора. В это время Б. унижал С., а когда все спокойно легли спать, подсудимый фактически спал.
В данном случае между провокационным поведением жертвы и преступным деянием прошло значительное время. Причиной нанесения телесных повреждений было не унижение, а чувство реинтеграции.
Следующее поведение жертвы может вызвать интенсивное психическое возбуждение физического или психического насилия — вздутие живота, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, угрозы убийством, уничтожением или ухудшением имущественного положения, распространение клеветы, угрожающий характер, сильное позорящее поведение, иное противоправное или аморальное поведение жертвы.
Психическая травма может вылиться в эмоциональное поведение, если жертва систематически и в течение длительного времени допускала противоправное или аморальное поведение по отношению к преступнику.
Например, длительное психотравмирующее состояние возникает, когда женщина долгое время терпит унижения и удары от мужа. В какой-то момент негативные эмоции перерастают в расстройство, которое приводит к внезапному психозу и убийству мужа путем нанесения ему нескольких ножевых ранений.
Чтобы убедиться, что преступник находится в состоянии аффекта, в ходе предварительного уголовно-правового расследования проводятся психологические и психиатрические экспертизы. На основании проведенного расследования и материалов дела врач-специалист приходит к выводу, что действительно имеет место психическое возбуждение.
Симулировать эмоции невозможно. Экспертиза всегда определяет, являются ли эмоции подлинными и незатейливыми.
Эмоции могут быть нормальными и патологическими. При нормальных аффектах не происходит отключения сознания. Суверенитет сохраняется. Нормальные эмоции смягчают наказание, но не снимают ответственности.
Патологические эмоции — это вид временного преходящего психического расстройства, характеризующегося полным отключением сознания и неконтролируемыми импульсами. Такая эмоция исключает логику и, соответственно, уголовную ответственность. Это патологическое состояние возникает у преимущественно здоровых людей и является острой реакцией на психотипическую клевету (например, тяжелые нападки, неожиданные по унизительности, глубоко шокирующие новости и т. д.).
Как правило, патологические чувства возникают у психически неуравновешенных людей, причиной которых являются столь высокие обстоятельства.
Так, С. нанес своему отцу тяжкие телесные повреждения ножом, от которых тот скончался. Из материалов дела следует, что потерпевший злоупотреблял алкоголем и при таких обстоятельствах начал скандалить со своим родителем s. Во время совершения предыдущего преступления С. готовился к экзаменам, не выходил из дома, чувствовал усталость и очень переживал из-за поведения отца. Однажды отец пришел поздно вечером пьяным, разозлился и начал избивать тещу С., угрожая ей молотком. С. вскочил с кровати, выхватил у отца молоток и нанес жертве несколько ударов. Согласно показаниям С., он не помнил своих действий. Эксперты признали С. парамондом за совершение действий в состоянии патологического аффекта.
Уголовный кодекс (ст. 107 УК РФ) за убийство, совершенное в состоянии аффекта, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, ограничение свободы до трех лет и принудительные работы или лишение свободы на срок не более трех лет.
Если в состоянии аффекта убиты два и более человека, виновный может быть приговорен к принудительным работам или лишению свободы на срок до пяти лет.
Статья 113 УК РФ определяет ответственность за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в виде лишения или ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения или ограничения свободы на тот же срок.
Субъективные стороны преступлений, совершенных в состоянии аффекта
Голуб, А. С. Субъективные аспекты преступлений, совершаемых в состоянии аффекта / А. С. Голуб. — Текст: прямой // New Scientist. -2023. — № 25 (472). — с. 164-166. — URL: https: //moluch. ru/archive/472/104379/ (дата обращения: 29. 07. 2025).
В уголовном праве эмоции напрямую связаны с физическим состоянием организма, что проявляется в специфических реакциях на поведение жертвы. В данной статье рассматривается понятие эмоционального умысла и представлены основные аспекты и критерии, которые необходимо учитывать при характеристике статей 107 и 113 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также в проекте поднимаются важные вопросы права, связанные с определением субъективной стороны в некоторых составах преступлений, а именно возможности или исключения покушения на убийство в состоянии внезапно возникшего психического возбуждения.
Ключевые слова: состояние сильного душевного волнения, уголовное право, воздействие, умысел.
В Уголовном кодексе, в статьях 107 и 113 УК РФ — внезапно возникший эмоциональный умысел. Данная формулировка ставит вопрос о непрерывности времени между действиями потерпевшего и реакцией преступника. При значительном разрыве между ними эмоциональный умысел исключается. Уголовное право — это состояние внезапного и сильного психического возбуждения как реакция на аморальное или противоправное поведение жертвы. Кроме того, данная ситуация может быть обусловлена длительным психотравмирующим состоянием, которое является кумулятивным эффектом, и очень важно, чтобы травма была вызвана поведением жертвы [2].
В большинстве случаев последствия проявляются в виде физического и психологического насилия, причем последняя причина понимается как «реальная угроза физического насилия».
В вопросе характеристики преступлений, совершенных в состоянии внезапного возбуждения, важным является установленный судебно-медицинской экспертизой факт состояния воздействия преступника — аморальное поведение потерпевшего. Взаимосвязь между жертвой, преступником и преступлением [3]. Эти критерии влияют на квалификацию преступления с точки зрения степени его общественной опасности и обусловливают определение ответственности и назначение наказания.
В уголовном праве одной из проблем, связанных с субъективной стороной преступлений, совершенных в состоянии аффекта, является вопрос о покушении на убийство с данным видом умысла. Другой проблемой является стадия приготовления, которую юристы исключают в связи с тем, что приготовление — это умышленное создание условий для совершения преступления и конструирование средств, поскольку законодатель прямо указывает на это. Уголовный кодекс Российской Федерации.
Некоторые ученые считают, что умысел совершенного преступления с наступлением последствия может быть непосредственным (определенным неопределенным, неясным, косвенным и нерегулярным [4]).
На сегодняшний день между экспертами-криминологами и судебной практикой существует множество разногласий по вопросу покушения на убийство в состоянии опьянения. Большинство юристов считают, что данное преступление может быть совершено как прямо, так и косвенно. Точное разъяснение этому содержится в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. [5] Если преступление совершается с прямой или косвенной целью, то оно может быть совершено как с прямой, так и с косвенной целью. [5] Если, соответственно, убийство может быть совершено прямо и косвенно, то покушение на убийство возможно только путем прямого обманного ception.
Так, Т. Г. Шавгулидзе [6], И. П. Портонов считают, что виновный хочет получить результат в виде смерти жертвы, так как эмоциональные состояния могут вызвать определенные намерения [7]. Такой же точки зрения придерживается Р. Р. Тухбатуллин. Он описывает желание наступления последствий серьезностью отношений с человеком и другими критериями [8], указывающими на покушение.
А. А. Чургунов соглашается с мнением о возможности стадии покушения по ст. 107 УК РФ и придерживается аналогичной точки зрения, но настаивает на мнении о непосредственном немаркированном умысле в данном случае [9]. В то же время все вышеперечисленное находит отклик в судебной практике.
В криминологической науке существует точка зрения, что данные преступные намерения являются прямыми и неопределенными, а потому не могут быть совершены в эмоциональном состоянии [4]. Как уже говорилось выше, эмоциональный умысел имеет особенности и напрямую связан с конкретным состоянием организма, определяемым судебно-медицинской экспертизой. Речь идет о подготовке, которая, конечно, невозможна, поскольку преступление совершается неожиданно в результате аморального и противоправного поведения потерпевшего. Если умысел не реализуется, законодатель предусматривает неопределенный умысел на фактические последствия, то есть обозначение смерти в смерти. При наличии тяжкого или средней тяжести умысла Уголовный кодекс отсылает к ст. 113 УК РФ. Закон также предусматривает исключение уголовной ответственности за причинение легкого вреда здоровью при посягательствах, так как состав преступления и его последствия четко указаны в Уголовном кодексе.
Ключевые термины (генерируются автоматически): эмоциональное состояние, Уголовный кодекс Российской Федерации, эмоциональный умысел, преступление, судебная практика, энергия жертвы, косвенный умысел, интенсивное психическое возбуждение, судебная экспертиза, уголовное право.
Эмоциональный умысел в Уголовном кодексе.
В юридической литературе существуют общепринятые положения, касающиеся эмоционального умысла, которые, на наш взгляд, обусловлены следующим.
Во-первых, проводится различие между нормальными и патологическими по своей природе воздействиями. Эмоциональный умысел связан только с физиологическим воздействием (ст. 107 и 113 УК РФ). Патологические чувства исключают логику, то есть возможность сознательного и (или) добровольного действия (ст. 21 УК РФ).
Во-вторых, эмоциональный умысел возникает как способ реагирования на противоправное поведение потерпевшего. Нормальные эмоциональные переживания характеризуются восприятием обществом риска, ожиданиями и желанием наступления последствий. Однако возникновение эмоционального всплеска и степень причиненного вреда являются неожиданными для субъекта правонарушения.
В-третьих, эмоциональный умысел — это именно умысел, поскольку преступник действовал в данных обстоятельствах сознательно. В конечном счете, в случае эмоциональных преступлений имеет место провокация со стороны жертвы, и преступник намеревается причинить физический вред жертве своим противоправным действием.
В-четвертых, общепризнанно, что эмоциональный умысел является разновидностью эмерджентного умысла.
В литературе по уголовному праву продолжается дискуссия о том, могут ли эмоциональные преступления совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом. Первоначальная правовая позиция по этому вопросу заключается в том, что эмоциональный умысел является разновидностью косвенного умысла, поскольку он возникает внезапно и не позволяет преступнику контролировать или регулировать свое поведение с помощью насилия [1]. Другие ученые поддерживают следующую правовую позицию. «Анализ преступлений, совершенных в эмоциональном состоянии, показывает, что преступник предвидит (в общих чертах) наступление общественно опасных последствий, выражающихся в причинении физического вреда лицу, и желает этих последствий, поскольку они являются целью его поведения». Такие психические признаки характерны только для прямого умысла». [2].
Анализ юридической литературы показывает, что второй подход к рассматриваемой проблеме является наиболее распространенным как среди исследователей, так и в правоприменительной практике. Исследователи считают, что эмоциональный умысел включает в себя психические и волевые моменты, а также косвенные. Прямой умысел.
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо сначала определить, к какой интенции относится эмоциональная интенция, а затем ответить на другой вопрос. Это связано с определенной трудностью. Особая сложность заключается в том, что в Уголовном кодексе отсутствует определение. В то же время в законодательной конструкции составов преступлений, перечисленных в статьях 107 и 113 УК РФ, законодатели используют словосочетание «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Установление тождества этих понятий законодателем, как представляется, не увенчалось успехом. Это связано с тем, что правовая оценка эмоционального состояния, характеризующегося «внезапно возникшим сильным душевным волнением», правоохранительными органами может сама по себе вызывать необходимость постановки вопросов криминалистического характера. Экспертиза.
Выявление эмоций судебной экспертизой отвечает цели навязывания принципов справедливости и приговоров, рассмотрения эмоций в структуре психического состояния конкретного человека и в то же время позволяет эксперту сделать выводы. Заключение действовало характерным образом, реагируя на поведение жертвы.
Таким образом, при существующей юридической серологической неоднозначности эмоциональный умысел может трактоваться по-разному как в качестве научно-психологического понятия, так и в качестве юридического. Верховный суд РФ и его депутаты в полном составе не решают этот вопрос. При этом, несмотря на то что в науке уголовного права определение эмоционального умысла более или менее стабильно, исследователи успешно придерживаются различных взглядов на смысл и содержание эмоционального умысла.
На наш взгляд, понятие эмоционального намерения должно быть полностью выдержано в его психологическом содержании, поскольку только в этом случае можно описать четкие и конкретные границы эмоционального намерения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что эмоциональный умысел — это разновидность прямого и косвенного умысла, учитывающая специфическое эмоциональное состояние, возникающее в результате противоправных или аморальных действий (бездействия) жертвы при агрессивном поведении правонарушителя. Эмоциональные расстройства психики.
О новых принципах системы принципов уголовного процесса в уголовно-процессуальной науке.
Право на справедливое судебное разбирательство закреплено в ч. I ст. 6 Европейской конвенции.
В предлагаемой статье анализируются нормы Правил арбитражного судопроизводства Российской Федерации.
Охрана окружающей природной среды — одна из важнейших проблем современности. Научно-техническая.