Демографический институт, Национальный исследовательский университет имени А.Г. Вишневского, экономический факультет
No. 999 — 1000 19 сентября — 2 октября 2025 г.
Профсоюзы указывают на опасность низких доходов российских матерей < Span> Заработная плата матерей-одиночек: актуальные данные и статистика.
Заработная плата матерей-одиночек: актуальные данные и статистика Демографический институт имени Вишневского, Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет № 999 — 1000 19 сентября — 2 октября 2025 Газета пишет о. : … o
Зарплаты матерей-одиночек: актуальные факты и статистика
Заработная плата матерей-одиночек: актуальные факты и статистика.
No. 999 — 1000 19 сентября — 2 октября 2025 г.
Профсоюзы называют опасность низких доходов российских матерей Заработная плата матерей-одиночек: актуальные данные и статистика.
Заработная плата одиноких матерей: актуальные данные и статистика Демографический институт имени Вишневского, Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет № 999 — 1000 19 сентября — 2 октября 2025 Газета пишет о. : … o
Заработная плата матерей-одиночек: актуальные факты и статистика
Заработная плата матерей-одиночек: актуальные факты и статистика.
Демографический институт, Национальный исследовательский университет имени А. Г. Вишневского, экономический факультет
No. 999 — 1000 19 сентября — 2 октября 2025 г.
Профсоюзы назвали опасность низких доходов для российских матерей.
ФНПР: 36% матерей-одиночек с двумя детьми имеют доход на члена семьи мене е-15 000 рублей Опрос ФНПР показал, что средний доход на одного члена семьи одиноких матерей с двумя детьми в 36% случаев составляет менее 15 000 рублей. Низкий доход может вынуждать женщин терпеть нарушения трудовых прав и домашнее насилие, считают профсоюзы Почти четверть одиноких матерей с одним ребенком и более трети одиноких матерей с двумя детьми зарабатывают на одного члена семьи (из всех возможных источников дохода) менее более 15 000 рублей. В многодетных семьях одиноких матерей среднедушевой доход еще ниже. Такие данные предоставила Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) в исследовании «Соблюдение трудовых прав женщин в России», проведенном РБК. ФНПР провела социологический онлайн-опрос женщин в мае-июне этого года, в котором приняли участие 23 500 респондентов. Ссылки на анонимный опрос распространялись через членские организации Федерации и были доступны общественности. Большинство участников исследования — женщины в возрасте от 26 до 60 лет. Почти 84 % респондентов работали, еще 14 % были пенсионерами, а 1,6 % временно не могли работать, например, из-за отпуска по уходу за ребенком. Такая выборка позволила нам выделить группу респондентов, которые не состоят в браке, работают и воспитывают детей. Так, 2,3 000 респондентов воспитывают одного ребенка в одиночку, 1,6 000 — двух детей и 0,45 000 — трех и более детей. В семьях, где есть только мать и ребенок,
Уровни доходов в исследовании были выбраны так, чтобы они были близки к минимальному уровню жизни. Распределение доходов на семью одиноких матерей с двумя детьми выглядит следующим образом: менее 15 000 руб. — 36 % семей — от 15, 000 руб. до 30, 000 руб.; 44 % — от 30, 000 руб. до 30, 000 руб. — 44% — от 30, 000 рублей до 45, 000 рублей; 44%. — 14% — свыше 45, 000 рублей. -6%. В семьях, где одинокие матери воспитывают трех и более детей, доход на семью еще ниже: 44% зарабатывают менее 15 000 рублей, 39% — от 15 000 рублей до 30 000 рублей. От 30 000 рублей до 45 000 рублей удается заработать 13 %, и еще 4 % зарабатывают более 45 000 рублей. Социальные риски низкого дохода ФНПР обращает внимание на «серьезные социальные риски», выявленные данными о доходах матерей-одиночек. Российские женщины, работающие в одиночку и воспитывающие двух и более детей, имеют очень низкие доходы, поэтому российские женщины с детьми осознают невозможность достойного заработка и, скорее всего, будут избегать развода, даже если в семье присутствует насилие». Авторы предполагают, что «любое нарушение прав работников влечет за собой увольнение». Согласно исследованию ФНПР, до 35 % женщин сталкивались с нарушением трудовых прав, но только каждая пятая женщина признается в этом. Как говорится в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2025-2030 годы, женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в экономике. В докладе говорится, что женщины составляют абсолютное большинство в секторах, где заработная плата ниже средней заработной платы по экономике, таких как образование, здравоохранение и рынок труда.
В такой ситуации у них гораздо меньше возможностей вырваться из ситуации насилия», — говорит Юлия Островгая, научный сотрудник Института социологии РАН. Низкие доходы женщин складываются из низких зарплат и низких заработков, особенно связанных с рождением и уходом за детьми». По ее словам, это связано и с тем, что именно женщины обычно ухаживают за детьми, отказываясь при этом от оплачиваемой работы. Женщинам необходимо заботиться о собственной безопасности, поскольку в России не существует специальных механизмов защиты женщин, обвиняемых в домашнем насилии, таких как охранные ордера. Однако при низком доходе очень сложно снимать временное жилье, ухаживать за собой и детьми, оплачивать помощь адвокатов, психологов, платные медицинские услуги и организовывать временный уход за детьми. . В 2017 году основные случаи домашнего насилия в России были декриминализированы. В то же время государственная социальная инфраструктура для женщин, пострадавших от насилия, развита слабо, а многие профессиональные НКО в последние годы закрылись или сократили свою деятельность из-за отсутствия финансирования и присвоения статуса иностранного агента. По мнению Островской, для решения этой проблемы в России необходимо принять закон об основах системы домашнего насилия. Это позволит создать эффективные механизмы защиты жертв и предотвращения подобных явлений. Возможные меры поддержки, которые могут сыграть положительную роль
С аналогичными предложениями выступили Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. В 2025 году, как и в предыдущем, минимальный размер пособия по безработице составит 1 500 рублей, а максимальный — 12 792 рубля.
Анна Гальчева и Екатерина Виноградова. РБК, 7 сентября 2025 года.
Защита матерей-одиночек, повышение зарплат в новых регионах. Пересмотр Трудового кодекса.
Защита матерей-одиночек, повышение зарплат в новых регионах. Пересмотр трудового законодательства
На территории Российской Федерации рассматривается законопроект, согласно которому работники, работающие на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Хасонского района, будут получать дополнительную лицензию на срок не менее восьми дней. Также предусматривается, что оплата труда работников, осуществляющих деятельность на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, будет осуществляться за счет введения региональных сборов.
В пояснительной записке говорится, что на сегодняшний день сохраняется тяжелое материальное положение жителей четырех новых субъектов Российской Федерации, что чревато продолжением бомбардировок на этих территориях.
Обязанности работодателей в период аномальной жары — законопроект № 417717-8.
Государственные консулы Российской Федерации рассматривают законопроект, согласно которому работники имеют право требовать сокращения рабочего времени в целях защиты от воздействия высоких температур (теплового излучения) и поддержания благоприятных условий труда на рабочем месте. Солнце. По просьбе работника работодатель обязан сократить рабочий день (смену). Температура 28,5°C — 1 час — Температура 28,6-29°C — 2 часа — Температура 29, выше 1°C — 4 часа.
В пояснительной записке говорится, что Трудовой кодекс РФ, основной нормативный акт, регулирующий трудовые отношения, не определяет специфику работы при высоких температурах. Этот пробел делает невозможным издание приказов о сокращении рабочего дня в связи с высокой температурой. На практике это вынуждает работодателей издавать приказы о перерыве в работе и выплачивать за окончание рабочего дня не менее двух третей зарплаты умеренного работника.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о прекращении заключения договоров с одинокими матерями, воспитывающими детей в возрасте до 16 лет (сегодня определено 14 лет).
В пояснительной записке говорится, что дети, как правило, начинают получать начальное общее образование в школе в возрасте от шести до восьми лет, поэтому окончание этапа получения основного общего образования и сдачи соответствующих государственных экзаменов приходится на возраст до 16 лет. Именно этот момент обусловил выбор возрастного ограничения (16 лет) при планировании повышенного уровня гарантий, предлагаемого законопроектом о матерях-одиночках.
Сохранение пособия на ребенка, если мать работает — законопроект № 426624-8.
На рассмотрении государственных консулов Российской Федерации находится законопроект, согласно которому право на получение пособия по уходу за ребенком сохраняется, если лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по уходу за ребенком, продолжает воспитывать ребенка независимо от того, выбывает ли оно из-под действия лицензии до достижения ребенком 1,5 лет (включая неполный рабочий день), а также если лицо, получившее лицензию на уход за ребенком, работает на дому.
В пояснительной записке говорится, что принятие законопроекта послужит дополнительным стимулом для новых родителей к поиску работы и трудоустройству и не помешает матерям работать раньше установленного законом срока.
Профсоюзы указывают на опасность низких доходов российских матерей < Span> Заработная плата матерей-одиночек: актуальные данные и статистика.
Профсоюзы отрицают риск низкого дохода для российских матерей
Менее 15 000 руб. — 23 % семьи,
По данным ФНПР, доход работающих женщин без супруга и детей был выше, чем средний доход по всей выборке опроса. Так, в целом среди всех респондентов 45,7 % семей получали доход от 15 000 до 30 000 рублей на члена семьи (чуть меньше, чем работающие женщины с одним ребенком), а 24,5 % семей получали менее 15 000 рублей на члена семьи (чуть больше, чем у работающей матери с одним ребенком).
Величина прожиточного минимума в целом по России в 2025 году установлена в размере 14 375 рублей на человека, для трудоспособного населения — 15 669 рублей на человека, для населения в трудоспособном возрасте — 13 969 рублей на человека, для населения в трудоспособном возрасте — 13 969 рублей. — Для населения 13, 944 руб. — Для детей и 12, 363 руб. — Для пенсионеров. Регионы устанавливают собственные границы прожиточного минимума, которые рассчитываются с учетом региональной дифференциации. Этапы исследования в данном исследовании были выбраны таким образом, чтобы приблизиться к прожиточному минимуму.
Распределение доходов на одного члена семьи одинокой матери с двумя детьми выглядит следующим образом
Менее 15 000 руб. — 36 % семьи,